ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об образовательном учреждении
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации)
специалистов
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610)
(с изменениями от 10 марта 2000 г., 23 декабря 2002 г., 31 марта 2003 г.)
Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, его цели, задачи и структура
- Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (далее именуется образовательное учреждение повышения квалификации) создается в целях повышения профессиональных знаний специалистов, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
- Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
- удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
- организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений, государственных служащих, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных специалистов;
- организация и проведение научных исследований, научно-техниче-ских и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
- научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
- Образовательное учреждение повышения квалификации может быть государственным, муниципальным и негосударственным (созданным коммерческими или общественными организациями, частными лицами). Допускается совместное учредительство образовательного учреждения повышения квалификации. Порядок совместного учредительства определяется договором между учредителями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Образовательное учреждение повышения квалификации имеет статус юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Образовательное учреждение повышения квалификации имеет расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием.
- Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", федеральными законами и нормативными правовыми актами, настоящим Типовым положением, уставом и на основе договора с учредителем (учредителями) и устава.
- Образовательное учреждение повышения квалификации самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, определенных законодательством Российской Федерации и его уставом.
7. Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации, стажировку, профессиональную переподготовку.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.
Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:
-
- краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
- тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;
- длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Основной целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.
Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.
Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.
Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ и уровню профессиональной переподготовки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Порядок и условия профессиональной переподготовки специалистов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются на основе договоров, заключаемых образовательными учреждениями повышения квалификации с органами исполнительной власти, органами службы занятости населения и другими юридическими и физическими лицами.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
8. К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:
-
- академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования);
- институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные;
- курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
Академии - ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации.
Институты повышения квалификации - образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи.
К институтам повышения квалификации относятся также следующие образовательные учреждения повышения квалификации:
-
- учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, деятельность которых направлена на организацию профессиональной переподготовки на гражданские специальности этой категории граждан, а также членов их семей;
- межотраслевые региональные центры повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки специалистов, деятельность которых носит координирующий характер и направлена на удовлетворение потребностей региона в повышении квалификации кадров, научно-методическое и информационное обеспечение расположенных в регионе образовательных учреждений повышения квалификации независимо от их ведомственной подчиненности.
Курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.
9. Академии, институты повышения квалификации, в том числе межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, организованные как самостоятельные образовательные учреждения, могут иметь факультеты, кафедры, лаборатории, вычислительные центры, опытные полигоны и хозяйства, учебные театры и другие структурные подразделения. Академии и институты повышения квалификации могут иметь филиалы (представительства).
Филиалы академий и институтов повышения квалификации (усовершенствования) создаются и ликвидируются в установленном порядке учредителем образовательного учреждения повышения квалификации.
В академиях и институтах повышения квалификации (усовершенствования) осуществляется послевузовское профессиональное образование в установленном для высших учебных заведений порядке.
- Образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут осуществлять также структурные подразделения повышения квалификации образовательных учреждений высшего профессионального образования (факультеты повышения квалификации преподавателей и специалистов, межотраслевые региональные центры, факультеты по переподготовке специалистов с высшим образованием и др.) и образовательных учреждений среднего профессионального образования (отделения переподготовки специалистов, курсы повышения квалификации специалистов предприятий (объединений), организаций и учреждений).
- Типовые положения о структурных подразделениях повышения квалификации образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
12. Образовательные учреждения повышения квалификации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации:
-
- академии и межотраслевые институты повышения квалификации - Правительством Российской Федерации. После издания акта о создании дан-ных образовательных учреждений повышения квалификации функции их учредителей выполняют федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых они находятся;
- отраслевые институты повышения квалификации (усовершенствования) - федеральными органами исполнительной власти в пределах выделенных им средств федерального бюджета по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
- региональные институты повышения квалификации (усовершенствования) - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
- межотраслевые региональные центры повышения квалификации и про-фессиональной переподготовки специалистов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
- учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих - Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
- учебные центры профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования;
- учебные центры службы занятости - органами службы занятости;
- муниципальные образовательные учреждения повышения квалификации - органами местного самоуправления, наделенными законодательством соответствующими полномочиями.
Федеральные органы исполнительной власти и организации независимо от организационно-правовой формы имеют право самостоятельно создавать курсы (школы, центры) повышения квалификации.
- Отношения между учредителем (учредителями) и образовательным учреждением повышения квалификации определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Право на образовательную деятельность и получение льгот, предоставляемых законодательством Российской Федерации, возникает у образовательного учреждения повышения квалификации с момента выдачи ему соответствующей лицензии. При реорганизации (ликвидации) образовательного учреждения повышения квалификации его устав, лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу.
15. Наименование образовательного учреждения повышения квалификации устанавливается при его создании или реорганизации и может изменяться учредителем (учредителями), если это не влечет за собой изменения его организационно-правовой формы и направлений обучения специалистов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
Изменение наименования образовательного учреждения повышения квалификации, созданного на основании постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации, осуществляется Правительством Российской Федерации.
- Для негосударственных образовательных учреждений повышения квалификации настоящее Типовое положение является примерным.
Управление образовательным учреждением повышения квалификации
- Управление образовательным учреждением повышения квалификации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и его уставом.
18. Устав образовательного учреждения повышения квалификации принимается общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий его работников и утверждается учредителем (учредителями).
Изменения и дополнения к уставу принимаются ученым советом (советом) образовательного учреждения повышения квалификации и утверждаются учредителем (учредителями).
При утверждении изменений и дополнений к уставу, касающихся решения социальных вопросов, в работе ученого совета (совета) должны принимать участие представители всех категорий работников образовательного учреждения повышения квалификации, порядок делегирования и численность которых определяются его уставом.
19. Общее руководство образовательным учреждением повышения квалификации осуществляет выборный представительный орган - ученый совет (совет), возглавляемый руководителем этого учреждения. Формирование ученого совета (совета), определение его полномочий и регламентация его деятельности осуществляются в порядке, установленном Положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования. В академиях, институтах повышения квалификации, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов могут также создаваться советы по различным направлениям деятельности. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности этих советов определяются уставами данных учреждений. В образовательных учреждениях повышения квалификации могут быть организованы попечительские советы, в состав которых входят руководители органов местного самоуправления, предпринимательских, финансовых и научных кругов.
Правомочия, порядок формирования попечительского совета и направления его деятельности определяются учредителем (учредителями) по согласованию с ученым советом (советом) или педагогическим коллективом и отражаются в уставе образовательного учреждения повышения квалификации.
20. Непосредственное управление деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации осуществляет руководитель (ректор, директор). Должность ректора устанавливается в академиях и институтах повышения квалификации (за исключением организованных в (при) образовательных учреждениях высшего профессионального образования). В остальных образовательных учреждениях повышения квалификации устанавливается должность директора.
Порядок занятия вакантной должности руководителя определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Руководителю государственного или муниципального образовательного учреждения повышения квалификации не разрешается совмещать свою должность с другой оплачиваемой руководящей должностью (кроме научного и научно-методического руководства) внутри или вне этого учреждения. Руководитель не может исполнять свои обязанности по совместительству. В пределах своих полномочий, определенных уставом образовательного учреждения повышения квалификации, руководитель издает приказы и распоряжения, обязательные для всех категорий работников и слушателей этого учреждения, принимает на работу и увольняет работников данного учреждения.
- Деятельность факультетов и кафедр образовательного учреждения повышения квалификации и условия назначения на должность их руководителей определяются в порядке, установленном для образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Слушатели и работники образовательного учреждения повышения квалификации
- Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.
- Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном учреждении.
- Права и обязанности слушателей образовательного учреждения повышения квалификации определяются законодательством Российской Федерации, уставом и правилами внутреннего распорядка этого учреждения.
25. Слушатели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:
-
- участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;
- пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;
- принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
26. За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.
На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.
27. Оценка уровня знаний слушателей образовательного учреждения повышения квалификации проводится по результатам текущего контроля знаний и итоговой аттестации. Проведение итоговой аттестации слушателей осуществляется специально создаваемыми комиссиями, составы которых утверждаются руководителем образовательного учреждения.
Освоение образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации завершается обязательной итоговой аттестацией.
Для проведения итоговой аттестации по программам профессиональной переподготовки создается государственная аттестационная комиссия, председатель которой утверждается учредителем образовательного учреждения.
28. Государственные образовательные учреждения повышения квалификации, а также прошедшие аккредитацию негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации выдают слушателям, успешно завершившим курс обучения, следующие документы государственного образца:
-
- удостоверение о повышении квалификации - для лиц, прошедших краткосрочное обучение или участвовавших в работе тематических и проблемных семинаров по программе в объеме от 72 до 100 часов;
- свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов;
- диплом о профессиональной переподготовке - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 500 часов.
Формы документов государственного образца о прохождении повышения квалификации или профессиональной переподготовке разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, и действительны на всей территории Российской Федерации;
-
- диплом о присвоении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 1000 часов.
Сведения о результатах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов направляются в кадровые службы по месту их основной работы.
29. В академиях, институтах повышения квалификации, учебных центрах профессиональной переподготовки, повышения квалификации и обеспечения занятости увольняемых из Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащих, межотраслевых региональных центрах повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предусматриваются должности преподавателей, а также научных, инженерно-технических и административных работников. Все должности в соответствии с законодательством Российской Федерации замещаются по трудовому договору (контракту).
Должности преподавателей замещаются в соответствии с положением о замещении должностей профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.
К педагогической деятельности в образовательном учреждении повышения квалификации допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
- Наряду со штатными преподавателями учебный процесс в образовательном учреждении повышения квалификации могут осуществлять ведущие ученые, специалисты и хозяйственные руководители предприятий (объединений), организаций и учреждений, представители федеральных органов исполнительной власти на условиях совместительства или почасовой оплаты труда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Преподаватели образовательного учреждения повышения квалификации пользуются правом на нормированный 6-часовой рабочий день, сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Учебная нагрузка для лиц преподавательского состава в образовательном учреждении повышения квалификации устанавливается в зависимости от их квалификации и занимаемой должности и не может превышать 800 часов за один учебный год.
33. Работники образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:
-
- повышать профессиональную и педагогическую квалификацию за счет средств учреждения;
- избирать и быть избранными в органы управления учреждения;
- пользоваться в установленном уставом учреждения порядке информационными и методическими фондами, а также услугами учебных, научных, социально-бытовых, лечебных и других его подразделений;
- обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Работники образовательного учреждения повышения квалификации имеют также другие права, определенные законодательством Российской Федерации, уставом этого учреждения и трудовыми договорами (контрактами).
- Преподаватели образовательного учреждения повышения квалификации в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеют право на длительный отпуск сроком до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы. Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем (учредителями) и (или) уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
- Преподавателям образовательного учреждения повышения квалификации выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 10 процентов должностного оклада (заработной платы) для приобретения издательской продукции и периодических изданий.
- Преподаватели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право участвовать в формировании содержания образовательных программ, выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие их индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного и научного процессов.
- Повышение квалификации преподавателей и научных работников образовательного учреждения повышения квалификации осуществляется в порядке, установленном для образовательных учреждений высшего профессионального образования.
- За успехи в учебной, методической, научной и консультационной деятельности для работников образовательных учреждений повышения квалификации правилами внутреннего распорядка устанавливаются различные формы поощрения.
- Увольнение преподавателей в связи с сокращением штатов, изменением структуры образовательного учреждения повышения квалификации, сокращением учебной нагрузки или по инициативе администрации допускается только после окончания учебного года.
- В образовательных учреждениях повышения квалификации могут создаваться профсоюзные и другие общественные организации, деятельность которых регулируется законодательством Российской Федерации. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях повышения квалификации создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений не допускаются.
Учебная, научно-методическая и научная деятельность образовательного учреждения повышения квалификации
41. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации проводится с отрывом от работы, без отрыва от работы, с частичным отрывом от работы и по индивидуальным формам обучения. Сроки и формы повышения квалификации устанавливаются образовательным учреждением повышения квалификации в соответствии с потребностями заказчика на основании заключенного с ним договора.
Сроки переподготовки и повышения квалификации государственных служащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.
42. В образовательном учреждении повышения квалификации могут реализовываться различные по срокам, уровню и направленности дополнительные профессиональные образовательные программы.
Дополнительные профессиональные образовательные программы разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательным учреждением повышения квалификации самостоятельно с учетом потребностей заказчика, а также требований государственных образовательных стандартов к уровню подготовки специалистов по соответствующему направлению (специальности). Требования к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Порядок разработки и утверждения этих программ определяется уставом образовательного учреждения повышения квалификации.
Для государственных образовательных учреждений повышения квалификации наличие дополнительных профессиональных образовательных программ является обязательным.
- Образовательное учреждение повышения квалификации разрабатывает и утверждает учебные планы, в том числе учебные планы индивидуального обучения специалистов. Порядок разработки и утверждения учебных планов определяется уставом этого учреждения.
- Учебный процесс в образовательном учреждении повышения квалификации может осуществляться в течение всего календарного года. Нагрузка преподавателей планируется на период учебного года. Продолжительность учебного года определяется уставом этого учреждения.
- В образовательном учреждении повышения квалификации устанавливаются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, семинары по обмену опытом, выездные занятия, стажировка, консультации, курсовые, аттестационные, дипломные и другие учебные работы. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 40-50 минут.
- Образовательное учреждение повышения квалификации выполняет научно-методическую работу в целях улучшения качества обучения, построения его на основе достижений отечественной и мировой педагогической практики, осуществляет в установленном порядке издательскую деятельность, выпускает учебные планы и программы, учебно-методическую документацию, конспекты лекций и учебные пособия, проводит научные и методические конференции, семинары и совещания.
47. Академии, институты повышения квалификации и межотраслевые региональные центры повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов ведут научную работу. Научная деятельность в этих учреждениях осуществляется в порядке, предусмотренном для образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Тематика научных исследований утверждается ученым советом образовательного учреждения повышения квалификации.
Контроль за деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации
- Государственный контроль за деятельностью образовательного учреждения повышения квалификации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и распространяется на государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения повышения квалификации.
49. Непосредственный контроль за исполнением образовательным учреждением повышения квалификации законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов, устава и условий лицензии, а также за его образовательной и финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет учредитель (учредители) в пределах своей компетенции.
Координацию деятельности факультетов и отделений переподготовки кадров, факультетов повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, центров подготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования и контроль за их деятельностью реализует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования. Контроль за деятельностью факультетов и курсов повышения квалификации осуществляют образовательные учреждения, при которых они организованы.
- Образовательное учреждение повышения квалификации, выдающее слушателям по результатам обучения документы государственного образца, проходит государственную аккредитацию в установленном порядке.
- Образовательное учреждение повышения квалификации может получать общественную аккредитацию в различных российских, зарубежных и международных общественных образовательных, научных и промышленных структурах.
Экономическая и финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения повышения квалификации
52. За образовательным учреждением повышения квалификации в целях обеспечения его уставной деятельности органом, уполномоченным собственником имущества, закрепляются объекты права собственности (земля, здания, сооружения, оборудование, инвентарь), а также другое необходимое для этих целей имущество потребительского, культурного, социального и иного назначения.
Имущество образовательного учреждения повышения квалификации составляют, кроме того, приобретенные им за счет собственных средств здания, сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь и иное имущество, а также денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию.
- Объекты собственности, закрепленные за государственным образовательным учреждением повышения квалификации, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Государственное образовательное учреждение повышения квалификации владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, своими уставными целями, законодательством Российской Федерации и договором между указанным учреждением и органом, уполномоченным собственником имущества, или между этим органом и учредителем (учредителями) учреждения.
- За государственным образовательным учреждением повышения квалификации органом, уполномоченным собственником имущества, закрепляются в постоянное (бессрочное) пользование ранее выделенные ему в установленном порядке земельные участки.
55. Государственное образовательное учреждение повышения квалификации несет ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества. Контроль за деятельностью указанного учреждения в этой части осуществляется органом, уполномоченным собственником имущества.
Государственное образовательное учреждение повышения квалификации не вправе заключать сделки, возможным последствием которых является отчуждение основных фондов учреждения в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения.
- Изъятие и (или) отчуждение имущества, закрепленного за государственным образовательным учреждением повышения квалификации, допускается только по истечении срока договора между органом, уполномоченным собственником имущества, и указанным учреждением или между этим органом и учредителем (учредителями) учреждения, если иное не предусмотрено договором.
- Основой финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения повышения квалификации являются его договоры с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными заказчиками (включая иностранных юридических и физических лиц).
58. Источниками формирования имущества и финансирования образовательного учреждения повышения квалификации являются:
-
- материальные и финансовые средства учредителя (учредителей);
- средства, получаемые от уставной деятельности;
- кредиты банков и иных кредиторов;
- добровольные пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц, в том числе зарубежных, и другие источники.
- Выполнение образовательным учреждением повышения квалификации, деятельность которого финансируется за счет средств федерального бюджета, заказов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов для органов местного самоуправления должно осуществляться за счет средств соответствующих бюджетов. Не использованные в текущем периоде (год, квартал, месяц) денежные средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения повышения квалификации или зачтены в объем финансирования последующего периода (в течение года или в следующем году).
- Образовательное учреждение повышения квалификации вправе вести предусмотренную его уставом предпринимательскую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, если это осуществляется не в ущерб его основной уставной деятельности.
- Образовательное учреждение повышения квалификации пользуется банковскими кредитами и несет ответственность за выполнение кредитных договоров и соблюдение расчетной дисциплины.
- Образовательное учреждение повышения квалификации в пределах имеющихся у него средств на оплату труда самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера.
- Образовательное учреждение повышения квалификации использует природные ресурсы и несет ответственность за соблюдение требований и норм по их охране и рациональному использованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Международная деятельность образовательного учреждения повышения квалификации
- Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет международное сотрудничество в области повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, педагогической и научной деятельности, внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов из числа граждан иностранных государств в образовательном учреждении повышения квалификации, педагогическая, научно-исследовательская работа и стажировка работников и слушателей этого учреждения за рубежом осуществляются на основе международных соглашений и договоров.
Учет и отчетность
- Образовательное учреждение повышения квалификации осуществляет оперативный и бухгалтерский учет, ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме, представляет в установленном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую и статистическую отчетность.
67. Должностные лица образовательного учреждения повышения квалификации несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, материальную или уголовную ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности, за искажение государственной отчетности.
По запросу федерального органа исполнительной власти, осуществляющего проведение единой государственной политики в области дополнительного образования, образовательное учреждение повышения квалификации представляет ему отчет об учебной, научно-методической и исследовательской деятельности.